Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды5 января 2014 5:00

Елена Цыплакова: «Прошу актеров: не бойтесь показывать зло - злом!»

Ее судьба - из разряда библейских историй, где есть место заблуждениям и прозрениям, жестоким ударам судьбы и чудесным исцелениям
Елена Цыплакова начала сниматься еще школьницей.

Елена Цыплакова начала сниматься еще школьницей.

А также вмешательству того, что называют Божьим провидением, которое полностью меняет жизнь человека.

На экраны выходит сериал «Пока станица спит», где известная актриса выступила в роли режиссера. 250-серийный телефильм ожидает стать самой масштабной премьерой сезона на канале «Россия 1».

Елена Цыплакова начала сниматься еще школьницей, сыграла у Динары Асановой в фильмах «Не болит голова у дятла» (1974) и «Ключ без права передачи» (1976). Красивая девочка с глазами взрослого человека сразу обратила на себя внимание зрителей. После роли кокетливой милашки Кэтти, подруги героя Михаила Боярского в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), в нее влюбилась вся мужская половина Советского Союза. Еще был скандальный фильм «Школьный вальс» (1978), где Елена сыграла гордую мать-одиночку... Ей прочили славу кинозвезды мирового масштаба, но в 27 лет произошло событие, которое едва не поставило крест на ее актерской карьере. Во время поездки в Африку в составе киноделегации Елена заразилась малярией. Врачи не сразу поставили верный диагноз, актриса долго и тяжело болела, какое-то время жизнь ее висела на волоске. Опасная болезнь и неправильное лечение серьезно подорвали здоровье Елены. Хрупкая красавица сильно располнела и в какой-то момент весила 112 килограммов. Более 10 лет ушло на то, чтобы Елена смогла найти ответ на вопрос: «За что мне такое наказание?» За это время Елена из актрисы, считавшейся секс-символом поколения, превратилась в режиссера-философа, который свою миссию видит в том, чтобы проповедовать, как это делали евангелисты. В частности, под ее влиянием крестился известный актер Егор Бероев. Цыплакова стала его крестной мамой...

«После моего фильма школьницы отказывались делать аборты»

- Для меня фильм «Школьный вальс», который в свое время наделал много шума, интересен не мизансценами, актерскими работами или какими-то другими кинематографическими нюансами, - формулирует свое творческое кредо Елена Цыплакова. - Для меня важно, что многие женщины, посмотрев «Школьный вальс», отказались делать аборт, оказавшись в той же ситуации, что и моя героиня. И я хочу делать такое же кино, которое напрямую влияет на поступки людей.

На съемочной площадке сериала «Пока станица спит»: народной артистке России есть что подсказать молодым актерам.

На съемочной площадке сериала «Пока станица спит»: народной артистке России есть что подсказать молодым актерам.

- Вы как актриса снимались в фильмах-событиях. А как режиссер делаете сериалы, которые считаются низким жанром...

- А я считаю, что «мыло» для режиссера во много раз интереснее, потому что кино посмотрят сотни тысяч, а сериал - миллионы. И это большая удача - возможность вести диалог с таким количеством зрителей. Мой первый сериал назывался «Семейные тайны» - 24 серии. Когда мне предложили поработать в этом жанре, я поначалу отказалась. Потому что не умею «длинно» снимать, у меня во всех картинах метраж короче, чем положено. А потом почитала сценарий и поняла, что это история колоссальной силы. Это рассказ о банкире, который, узнав о смертельном диагнозе, решил разделить наследство между четырьмя детьми. И наследники начали настоящую войну между собой... Сериал вышел на экраны, а потом мне моя знакомая - юрист, специалист по бракоразводным делам - рассказала потрясающую историю. Сначала к ней один человек пришел забрать иск о разделе имущества. Затем второй, третий... Она заволновалась: в чем дело? Может, конкуренты меня скомпрометировали и клиенты не хотят со мной работать?! А выяснилось, что люди посмотрели сериал и решили сами обо всем договориться - без суда. В итоге человек десять забрали исковые заявления.

Настоящее счастье Елена обрела в браке с третьим мужем Павлом. Слева - его дочь Юлия.

Настоящее счастье Елена обрела в браке с третьим мужем Павлом. Слева - его дочь Юлия.

- От новой работы - сериала «Пока станица спит» - ждете подобного эффекта?

- За последнее время я не видела ни одного проекта, который в духовном плане был бы так интересен. Потому что рассказываем о том, что происходит с человеком, который решил взять грех на душу. Наши герои не атеисты, а люди верующие (действие происходит в дореволюционной казачьей станице. - Ред.), которые понимают, что грешат. Я собирала актеров и говорила: через тебя грех гордыни показан, а через тебя - зависть, алчность, и так далее. Студентов в театральных вузах часто учат: надо оправдывать своих героев. А я говорю актерам: не надо оправдывать грех, потому что он становится личным. Мало того, потом ты начинаешь отрабатывать подсознательно эту модель поведения и причащаешься к греху. Поэтому прошу актеров: не бойтесь показывать зло злом. Пусть люди видят.

«Может, научим людей нормально разговаривать?»

- Существует расхожее мнение, что в сериалах со зрителем надо разговаривать другим языком - попроще. Не было соблазна упростить?

- Наоборот. У нас как было: я пришла в проект, когда первые четыре серии уже отснял другой режиссер - Саша Мохов. Там было мало слов и много действия. Потом решили делать длинный сериал - на 250 серий. Естественно, появилось огромное количество диалогов. Я сначала испугалась: как будут переносить зрители такие долгие разговоры? У меня там дворяне очень интеллигентно беседуют. А потом думаю: слава богу, может быть, люди хоть научаться разговаривать нормально?

В образе Кэтти из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера».

В образе Кэтти из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера».

- А почему решили снять историческое кино? Если бы действие шло в современной жизни, зрителям было бы понятнее...

- Я считаю, наше счастье, что эта история не современная, потому что на нынешнем сленге невозможно говорить о боге. О тусовках, терках, понтах и шмотках - можно, а о своих внутренних страданиях и духовных метаниях - нельзя. Сейчас исповедальности в отношениях нет - так не принято между собой общаться. На современном языке нашу историю не рассказать. А с другой стороны, все, что происходит в кадре, - современно. Потому что человеческие страсти остаются неизменными, просто терминология меняется.

- В картине вы воссоздаете образы царской России. Люди из дореволюционной эпохи, они только костюмом отличаются от нас?

- Если мы берем дворян или купцов, там был другой менталитет, который исчез вместе с самим сословием. Об этом можно сожалеть, особенно женщинам. Сейчас трудно представить, чтобы бесконечно ручки целовали, ухаживали так же красиво... У нашей истории хорошая литературная основа. Иной раз возникают узнаваемые параллели. Мы порой смеемся: сегодня мы у Федора Михайловича, и его Аглая с Настасьей встречаются. А завтра у нас Лесков или Горький... Не то чтобы мы воровали ситуации у классиков, скорее подтыривали немножко.

- А вы в сериале для себя не видели какой-то роли?

- Ой, нет. Мне и без этого работы хватало, снимали по 12 часов в сутки. У меня сейчас смешная ситуация. Я снялась прошлым летом в военной картине о школе снайперов «Цель вижу». Сыграла начальницу школы полковника Алдонину, получила за эту роль приз на фестивале военно-патриотического кино в Туле. Но я снимаюсь редко, в основном занимаюсь режиссурой. Мне это интереснее.

Дебютная роль в картине «Не болит голова у дятла».

Дебютная роль в картине «Не болит голова у дятла».

- Режиссеру Цыплаковой сложно было убить в себе актрису?

- У меня актерской ревности нет. Я много лет преподавала, поэтому мне проще общаться с актерами, я знаю, как подсказать и что делать в кадре. Наоборот, радуюсь, когда мои актеры хорошо делают роль, потому что сегодня безумно сложно работать. Никогда такого ритма работы не было. Им приносят пачку текстов, где надо запомнить непривычные слова. Вы не представляете себе, что такое - снять сцену, где 2 - 3 минуты диалогов. А у нас обычно не меньше 15 сцен. За день снимаем примерно 20 минут экранного времени, это половина серии. Актерам не позавидуешь.

- В ваши времена было легче?

- Конечно! Тогда снимали по 4 - 5 минут экранного времени в день. А сегодня 25 - 28! При таком темпе идет определенное упрощение.

- Сериал снимается в Киеве и его окрестностях. По Москве не скучаете?

- В Киеве мы снимаем с мая. Впереди еще на год работы. Скучать особо некогда. Тем более что мой любимый муж рядом (Павел - третий муж Елены. - Ред.). Когда мы обвенчались, а это случилось 6 лет назад, то договорились не расставаться. Он помогает мне во время съемок.

С Сергеем Насибовым в мелодраме «Школьный вальс».

С Сергеем Насибовым в мелодраме «Школьный вальс».

О ЧЕМ СЕРИАЛ

Действие происходит в дореволюционные времена в казачьей станице на Кубани. Чтобы поправить благосостояние своей семьи, Алена должна выйти замуж за богатого купца Колеванова, который годится ей в отцы. Но влюбленный в Алену молодой дворянин Степан предлагает ей бежать и тайно обвенчаться. Под видом брата и сестры они снимают дом в казачьей станице. В Степана влюбляется дочь сотника красавица Марыся. Ради обладания Степаном она готова пойти на любое преступление. Алена вынуждена покинуть станицу, а Колеванов не оставляет надежды сделать беглянку своей женой. Шантажом и обманом Марыся заставляет Степана жениться на себе. Узнав о гибели Алены, он решает забыть прошлую жизнь и начать новую - с Марысей. Параллельно развивается детективная линия сюжета: в округе появляется маньяк, который по ночам убивает молодых девушек...

5 лучших фильмов Елены Цыплаковой:

«Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)

«Школьный вальс» (1978)

«Приключения принца Флоризеля» (1981)

«Мы из джаза» (1983)

«Сукины дети» (1990)