Сериал «Екатерина» обладает полным набором родовых пятен
Сериал «Екатерина» («Россия 1», 24-27 ноября) обладает полным набором родовых пятен, свойственных львиной доле отечественных сериалов. Тут полно ляпов, которые, несомненно, засандалены авторами сознательно - вроде букетика роз, который в XVIII веке выглядит, как в цветочном ларьке у московского метро «Выхино». Ход мыслей тут понятен: нет, ну зачем мастерить аутентичный букетик ради сцены в несколько секунд? Зритель у нас не шибко притязательный, проверено. А кто притязательный, телик не смотрит.
Про отсутствие париков на головах персонажей и современные прически - это во все том же XVIII веке, напомню - не говорил только ленивый. Ход отличный, кстати: мало того, что здорово сэкономили на реквизите, так еще и при случае можно намекнуть, что это искусства ради, а критики, болваны стоеросовые, очевидного не понимают. Вон Базу Лурману в «Великом Гэтсби» можно было использовать в саундтреке песни XXI века. А наш режиссер Александр Баранов чем хуже, почему ему в «Екатерине» нельзя мостик в наше время перебросить?
На роль польского посла Понятовского, соблазнившего Екатерину, позвали Алексея Воробьева - это известный актер и певец, кто не знает. В официальном пресс-релизе сериала означенный Воробьев говорит о себе так: «...мне, КАК ПРОФЕССИОНАЛУ, хотелось все-таки поработать над образом...» А что тут такого? Не ждать же, что профессионалом тебя назовет кто-то другой. Многие так делают.
В общем, все шло к тому, что это будет обычный такой сериал, каких в эфире тьмы и тьмы. Никто в этом не виноват - снимают так и с теми, чтобы задержать у экранов нужное количество зрителей. К чему претензии на чистое искусство, когда подходит и это. Никто не подает фуа-гра, когда довольно и гречки.
Но вдруг...
Очень это «но вдруг» к «Екатерине» подходит. Так обычно пишут авторы книжек без претензий.
Но вдруг в сериал каким-то противоестественным образом проникли два актера, которых там быть вообще-то не должно. Будем же откровенны: «Екатерина» - сериал, в котором должны играть сестры Арнтгольц. Актер Виталий Емашов. В крайнем случае Лиза Боярская.
Но в «Екатерину» вдруг взяли Юлию Ауг и Александра Яценко. Эти двое порушили всю идею проекта, очевидную и весомую, как кирпич. В привычном для наших сериалов мире хороших и плохих они взяли и сыграли по-настоящему, без фиги в кармане, как это принято. Императрица Елизавета и Петр III неоднозначны и противоречивы, в их душах клокочет, им сочувствуешь, их любишь и ненавидишь одновременно; они живые, они страдальцы и мучители.
Они умеют играть молча! Молчат себе, а на лицах гамма чувств, словно это не русская «Екатерина», а американский шедевр Breaking Bad.
А я и забыл, что так бывает. Где, где же наш привычный, богато раскрашенный гуашью картон с понедельника по четверг? Спасибо Алексею Воробьеву: хотя бы он отрезвляет.
Ауг и Яценко вытянули сериал в два хомута, напрочь заслонив собой плохо нарисованный кораблик на заставке, отсутствие париков, странную для XVIII века легкую небритость мужчин, неправильный букетик цветов и стандартную драмкружковскую манеру игры большинства молодых актеров.
Это на фоне Ауг и Яценко прямо-таки алмазом засверкала Марина Александрова, которая вообще-то оказалась в этически сложной ситуации: вроде бы у нее заглавная роль, а всю первую половину сериала играть ей было толком нечего (недолюбливает сценарист Екатерину II, не иначе). Ну там опустила очи долу перед императрицей, поплакала перед мужем - опять не лишил девственности, гад, поплакала еще пару раз в различных ситуациях - и, пожалуй, все.
Это из-за Ауг и Яценко вспомнилось, что вообще-то в «Екатерине» снялись, пусть и в крошечных эпизодах, наше все - Валентина Талызина и Владимир Меньшов.
Это Ауг и Яценко заставили сиять еще ярче исполненные небесной лазури глаза немецкой актрисы Изабель Шосниг.
Очень похоже, что Юлия и Александр сделали то, что от них вовсе не требовалось. Не может ведь быть такого, что от них требовалось, а от всех остальных - нет. Как бы их продюсеры в сериалы звать не перестали. Скажут еще - выделяетесь очень, всю малину портите.
КСТАТИ
«Екатерина»: Небритые дворяне и забывчивая принцесса
- Картина очень сильно перекликается с современностью, - заметил режиссер Александр Баранов еще до премьеры. Кто же мог подумать, что настолько! При желании можно чуть не в каждой сцене подмечать приметы нашей эпохи. Вот Владимир Меньшов в роли Бестужева с пафосом произносит:
- Россия выросла. Ее теперь слабые боятся, а сильные ненавидят.
Это же ни дать ни взять отношение мировых держав к нашей стране после присоединения Крыма! (читайте далее)